Поиск   По    
About Site news Songs on CD Email Forum Links Русский
 Our Top Twenty
 Last Updates
 Alphabetical list
 Internationale
 Revolutionary
 Motherland
 Labour songs
 Che Guevara
 Soviet cities
 About sea
 Sport songs
 Komsomol songs
 Pioneer songs
 Soviet Leaders
 Military marches
 Lyrics about war
 Speeches
 Forgotten songs
 Soviet posters
 Samodeyatelnost

Site news by e-mail:
 





Comments
Text   Comment   Update information   Download   Back  

    Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.

    Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum. All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.


BACK

Topic:
Immortal victims - 04:02 (950Kb)
Revolution burial march
Downloads: 31248 раз

Comments
Прекрасное произведение
Author: Сергей  14.02.04 04:04  Notify moderator
Отличное произведение: торжественно, с чувством, достойно. Хорошая музыка, мотив. В общем, сильно!


Что за дурацкий анонс?
Author: Серый  14.09.04 11:18  Notify moderator
А что это за странное "пояснение" к песне дано авторами портала: "революционный
похоронный марш"? Еще и с оценкой 3?

Кажется, веб-мастер сего замечательного ресураса не без гнильцы.


Серому
Author: Оркни  2.05.05 11:44  Notify moderator
Кажется, кто-то не понимает, что была бы "гнильца" - не было бы портала. Даже самые лучшие политические убеждения не стоит доводить до степени фанатизма: оценивается исполнение в целом, а не только его политический компонент. А аноннс вполне адекватен: это марш, он революционный по содержанию и похоронный по форме.


О песне
Author: Тоже Алекс  19.08.05 16:10  Notify moderator
Текст представляет собой контаминацию двух стихотворений А. Архангельского: "Идет он усталый, и цепи звенят..." и "Мы жертвою пали борьбы роковой..." . Иногда Архангельского указывают автором только одного из них (потому что оно было опубликовано в легальной печати под его подписью), однако в последние десятилетия 20 века проблема вроде окончательно решилась, и Архангельский признан полным автором текста (см.: Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Сост. С. А. Рейсер, 1988). Мелодия восходит к популярной песне "Не бил барабан перед смутным полком..." на стихи Ивана Козлова (перевод из Чарльза Вольфа, 1826). Еще ранее этот мотив заимствовали военные: в связи с похоронами генерала Бистрома песня Козлова была переделана под реалии Кавказской войны (1816-1864), и в переделанном виде ее пели казаки.

Мелодия "Вы жертвою пали..." в исполнении духового оркестра знакома по фильмам о Гражданской войне – под нее хоронили павших красных бойцов. Впервые легально песня прозвучала на похоронах жертв Февральской революции. Песню часто пели перед смертью. В частности, есть свидетельство очевидца, что ее пели перед расстрелом 19 матросов - участников Кронштадтского восстания 1906 года.




Варианты
Author: Тоже Алекс  19.08.05 16:12  Notify moderator
. Похоронный марш
(Вы жертвою пали)

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!
Порой изнывали вы в тюрьмах сырых,
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи уж давно изрекли,
И шли вы, гремя кандалами.

Идете усталые, цепи гремят,
Закованы руки и ноги,
Спокойно и гордо свой взгляд устремив
Вперед по пустынной дороге.
А знойное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И живо дорогой вы вспомните тех,
Кто прежде, как вы, проходили.

Пусть деспот пирует в чертогах своих,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы огнем на стене
Чертит уж рука роковая.
Падет произвол, и восстанет народ,
Великий, могучий, свободный…
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный.


. Похоронный марш

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу.

Порой изнывали Вы в тюрьмах сырых...
Свой суд беспощадный над Вами
Враги палачи уж зрекали порой,
И шли Вы, гремя кандалами.

Идете усталые - цепью гремя -
Закованы руки и ноги,
Спокойно, но грустно свой взор устремив
Вперед по пустынной дороге.

А знойное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И живо дорогой вы вспомните тех
Что прежде, как Вы, проходили...

Нагрелися цепи от жгучих лучей.
И в тело впилися змеями.
И каплет на землю горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая.

Падет произвол, и восстанет народ,
Великий, могучий, свободный.
Прощайте же, братья,- Вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный.

Песни революции. Издание Уполкультработы при водопути Н. К. П. С. Тюмень, Первая Гостипография, 1923, без подписи.


. Вы жертвою пали в борьбе роковой…

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали все, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу!

Порой изнывали по тюрьмам сырым;
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи изрекали порой,
И шли вы, гремя кандалами.

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая!

Настанет пора, и проснется народ,
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья! Вы честно прошли
Ваш доблестный путь благородный.




Авторский текст
Author: Тоже Алекс  19.08.05 16:14  Notify moderator
АВТОРСКИЙ ТЕКСТ

А. Архангельский

1

Мы жертвою пали борьбы роковой,
Любви беззаветной к народу;
Мы отдали всё, что могли, за него,
За жизнь его, труд и свободу.

Порой изнывали мы в тюрьмах сырых...
Свой суд беззаконный над нами
Судьи-палачи изрекли, и на казнь
Идем мы, гремя кандалами.

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая...
. . . . . . . . . . . .

2

Идет он усталый, и цепи звенят;
Закованы руки и ноги.
Спокойный, но грустный он взгляд устремил
Вперед по пустынной дороге.

Полдневное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И вспомнил он живо о тех, что пред ним
Дорогою той проходили.

Тоскою смертельною сжалася грудь,
Слезой затуманились очи...
А жар все сильнее, и думает он:
«Скорее бы холода ночи!..»

Нагрелися цепи от жгучих лучей
И в тело впилися змеями,
И льется по каплям горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.

Но он терпеливо оковы несет:
За дело любви он страдает,
За то, что не мог равнодушно смотреть,
Как брат в нищете погибает.

И долго ему приведется нести
Тяжелое бремя страданья!..
Не вырвется стон из разбитой груди
Исчадиям тьмы в посмеянье!..

В груди его вера святая царит,
Что правда сильнее булата,
Что время настанет — оценят ту кровь,
Которую льет он за брата!..

Падет произвол, и восстанет народ
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь благородный.

1870-е годы

«Отголоски революции». Таганрог, 1886 (рукоп. копия).

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)


Примечания к авторскому тексту

2-я часть стихотворения под загл. «В дороге», без последней строфы впервые в легальной печати: «Русское обозрение». 1878, 5 февр., подпись: А. Архангельский. Публикация этого и следующего стихотворения «Тучи черные в небе носятся…», а также статьи Г. К. Градовского «Духовная пища на генеральском обеде» явились причиной закрытия газеты (см.: Градовский Г. К. К истории русской печати // Градовский Г. К. Итоги, 1862—1907. Киев, 1908. С. 263—268; ср.: «Правительственный вестник». 1878, 9 февр., а также арх. материалы — ЦГИА, ф. 776, оп. 6, дело № 58). Стихтворение приписывалось разным авторам. Как достоверно установлено А. А. Шиловым и И. Г. Ямпольским, им является Антон Алексеевич Амосов, печатавшийся под псевдонимом: А. Архангельский. Немногие биографические данные и сведения о напечатанных им нескольких стихотворениях, очерках и статьях приводятся в статье: Ямпольский И. Г. Кто такой Архангельский? // «Вопросы литературы». 1968, № 3. С. 253—255; то же в изд.: Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики. Л., 1986. С. 317—322.

Стихотворение датируется 1870-ми годами: эта дата в ряде списков и в сб. «Перед рассветом» (Женева, 1905), где стихотворение опубл. в составе четырех строф. Стихотворение быстро приобрело огромную популярность в качестве революционной песни, бытовало во множестве ред. и с многочисленными вариантами. В революционной традиции 1870—1880-х годов обе части стихотворения прочно срослись (ср., например, «Похоронный марш» в сб. «Песни каторги и ссылки». М., 1930, состоящий из семи строф). Ф. Я. Кон сообщил М. С. Друскину, что стихотворение исполнялось в качестве похоронного марша в Варшаве в 1883 г. (Друскин. М. С. Русская революционная песня. М., 1954. С. 159). В первые годы после Великой Октябрьской революции было официальным похоронным маршем.




Градский
Author: Palmer  3.09.05 21:12  Notify moderator
а в исполнении Градского никто не слышал?


Собачье сердце
Author: Денис  29.09.05 20:16  Notify moderator
Интересно в "Собачьем сердце" на эту музыку были наложены совсем другие слова. Или это другое произведение? А сайт просто отличный, огромное спасибо.


Собачье сердце
Author: Денис  29.09.05 20:17  Notify moderator
Интересно в "Собачьем сердце" на эту музыку были наложены совсем другие слова. Или это другое произведение? А сайт просто отличный, огромное спасибо.


Серому (от 14.09.04)
Author: Юрий Синицин / Delafer  29.12.05 16:16  Notify moderator
Это именно революционный похоронный марш, так как он звучал на ПОХОРОНАХ погибших РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
Плохо говорить, когда ничего не понимаешь в том, о чем говоришь, товарищ Серый!


идиоты
Author: БелогвардеецЪ  4.06.10 00:25  Notify moderator
А буквы чертит рука Шаи Голочёкина и Янкеля Юровского? Шалом блин


В каком-то кино классно пели
Author: Некто  22.09.10 13:03  Notify moderator
Толи в Стачке то ли в Юности Максима.
Классная песня.


Вы жертвою пали
Author: ничтожество  1.12.10 07:10  Notify moderator
хорошая мелодия, великолепные песни. За время репрессий, в честь павших и в тюрьму за их идеи и их нарушение.


Белякам тоже неплохо бы быть грамотными
Author: Джульбарс  29.11.11 12:08  Notify moderator
А буквы чертит рука Шаи Голочёкина и Янкеля Юровского? Шалом блин

Надо же быть таким ушехлопом, как этот БелогвардеецЪ! В ранних революционных песнях, особенно переводных, из Европы, постоянно встречаются христианские образы и символы. Это метка эпохи. Про "буквы на стене" из эпической части Библии, сказки о Валтасаровом пире.
Ведь в первых строках Интернационала почти на всех языках звучит аллюзия на библейское "проклятие труда" из мифологической части. "И сказал бог Адаму: "В поте лица будешь есть свой хлеб".
Это уже потом в стихах и песнях зазвучали уже гораздо более древние и национальные символы: "клятва", "гроза-тревога", "конь-вестник" и другие...



Add message:
Your name/nickname:

Your email:

Your password:
Remember password    How to register?
Topic:

Message body:


BACK



© CopyLeft Lake, 2001 - 2017