Поиск   По    
About Site news Songs on CD Email Forum Links Русский
 Our Top Twenty
 Last Updates
 Alphabetical list
 Internationale
 Revolutionary
 Motherland
 Labour songs
 Che Guevara
 Soviet cities
 About sea
 Sport songs
 Komsomol songs
 Pioneer songs
 Soviet Leaders
 Military marches
 Lyrics about war
 Speeches
 Forgotten songs
 Soviet posters
 Samodeyatelnost

Site news by e-mail:
 





Привет форумчанам
"Soviet Music" Forum

    This forum is intended for discussing Soviet Music and Soviet Era. Offtopic and messages that violate Rules of this Forum will be deleted.


BACK
Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 
Topic
Классификация советских композиторов-песенников
Author: Сатурн     5.06.09 12:01  Notify moderator

Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:

1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку

Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.

В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).

Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.

Answers
Константину Вершинину
Author: Oleg2000  14.09.09 11:01  Notify moderator
//Самый главный вопрос:
А зачем? ///
Художник создает произведения не "зачем", а потому что не может не создавать.

//Народ бы точно не подписался. От фольклора там осталось до смешного мало///
Народ бы и под симфонической версией "Камаринской" не подписался.


Oleg2000
Author: S.N.Morozoff  14.09.09 11:12  Notify moderator
Художник создает произведения не "зачем", а потому что не может не создавать.
------------------
Ну, дело-то не в этом. Дело просто в возможностях. В конце концов кто-то когда-то создал первую скрипку - и тоже можно было бы задаться вопросом: а зачем, если есть там-тамы и прочие пастушьи рожки? :) Но появление скрипок не могло быть не использовано композиторами. То же самое касается фортепиано, да практически всех инструментов. Все они когда-то были созданы и в силу того, что они существуют - их начали использовать при создании произведений. Ровно так же и с электронным звуком, начиная еще с терменвокса.


Электромузыка - наша, советская музыка.
Author: Oleg2000  14.09.09 14:45  Notify moderator
///Ровно так же и с электронным звуком, начиная еще с терменвокса. ///
Кстати, да: ЭМИ - это именно советское изобретение.
И не только терменвокс.

Предтечей компьютерных синтезаторов музыки стал созданный советским инженером Шолпо в 1929 г "Вариафон". Тогда же композитор А.М. Аврамов стал создавать произведения специально для этого синтезатора. Кстати, он же занимался и анализом народной музыки.На синтезаторе Шолпо было озвучено несколько короткометражных фильмов композитором И.Г. Болдыревым.

К середине 30-х в СССР образовалось общество АНТЕС в Ленинграде и в Москве, где музыканты и инженеры работали в жанре электромузыки.

До войны в СССР создавались и электроинструменты на базе народных. Например, на всесоюзной заочной радиовыставке 1938 г. была представлена электробалалайка.

"Материализация качества звука в инструментах - очень важный момент развития музыкального искусства. Часть выразительных средств и приeмов в этом случае формируется непосредственно создателями самого инструмента (так, музыка традиционная в определeнном смысле формировалась темперированным клавиром)".
Е. А. Мурзин, "Эстетика электронной музыки"

Интересно, а существуют ли довоенные записи песен с использованием ЭМИ?


Олегу
Author: Константин Вершинин  14.09.09 16:19  Notify moderator
/// Художник создает произведения не "зачем", а потому что не может не создавать. ///

То есть не думая о смыслах, которые в него вкладывает? По принципу - как моя левая нога захочет? Ваше утверждение, очевидно, действует для искусства постмодернизма, но неприложимо к искусству большей части истории человечества.

Попробуем следовать Вашей логике:

- Египтяне построили пирамиды потому, что не могли их не построить.
- Римляне построили Колизей потому, что не могли его не построить.
- Неизвестные древнерусские авторы написали "Слово о полку Игореве", "Задонщину", жития святых потому, что не могли их не написать.
.......
Список можно продолжать сколько угодно.

Думаю, абсурдность утверждения видна. В нормальном искусстве созданию произведения предшествует замысел. Поэтому-то и нельзя было выдать консервную банку за скульптуру, вытье мартовских котов - за музыку и неумелую мазню - за живопись.

Даже если брать пример с созданием муз. инструмента. Почему у балалайки, скажем, такая форма? Почему количество струн у нее такое, какое есть? Наверное, не случайно. И сразу она такой не стала.

/// Народ бы и под симфонической версией "Камаринской" не подписался. ///
Как лихо Вы уравняли Глинку с "Песнярами".
В целом-то справедливо. Но не обманывайте себя: сколько Глинка оставил народного и сколько добавил своего? И сколько народного оставили "Песняры"?



Морозову, Олегу
Author: Константин Вершинин  14.09.09 16:23  Notify moderator
/// Ровно так же и с электронным звуком, начиная еще с терменвокса. ///

Нет, здесь другое.
Что и процитировал Олег:

/// Материализация качества звука в инструментах ///

Вот она, цель. В переводе на русский язык означает: чтобы упростить технику игры, чтобы каждый мог играть на инструменте одинаково хорошо.

Заметьте, переход от рожка и скрипке - это, напротив, усложнение.


Электронная советская музыка
Author: Oleg2000  14.09.09 16:45  Notify moderator
Пример с пирамидами и Колизеем здесь не проходит. Пирамиды - культовое сооружение, Колизей - зрелищное.

Вольная трактовка тезиса Мурзина просто вызывает улыбку. После появления грамзаписи массовая потребность на чем-то играть, чтобы была музыка, отпала. Соответственно и отпала потребность в упрощении техники игры. В качестве исключения можно назвать разве что гитару и, до 60-х г.г. - гармони, баяны и аккордеоны.


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  14.09.09 18:14  Notify moderator
Вот она, цель. В переводе на русский язык означает: чтобы упростить технику игры, чтобы каждый мог играть на инструменте одинаково хорошо.
--------------------------
Вообще-то нет. Синтезатор (если мы, конечно, говорим о нем) имеет фортепианную клавиатуру (ну и кнопочки всякие - скрипки там, духовые, еще чего-нибудь этакое). Но по технике игры такой синтезатор - это клавишный инструмент. У хороших и дорогих клавиатура доведена практически до полной функциональной идентичности с фортепианной. Так что техника игры требуется. Просто это фортепианная техника, а не скрипичная, скажем. Ну и, соответственно, получается такое фортепиано с кучей примочек. если обычное фортепиано может подражать в лучшем случае клавесину (и то - это еще как повезет), то синтезатор - это еще и орган, например, и многое другое.

Ну и касательно сочинения музыки - тоже требуются определенные знания и навыки, довольно часто совместимые с высшим музыкальным образованием, если, конечно, всерьез браться за дело.

Поэтому понимаете, не будет одинаково хорошо, особенно, если мы ведем речь о творчестве, т.е. создании новых музыкальных произведений, а не переигрывании старых. А касательно последнего я Вам скажу, что это - переигрывание уже существующего - было всегда, задолго до появления синтезаторов. Уже написанные произведения переигрывали на рожках, скрипках, клавесинах, фортепьянах и прочих органах. На самых разных уровнях исполнения, в меру сил и способностей. Та же скрипка где только не звучала и что только не играла (напевает "Семь сорок":). Так что инструмент инструментом, но все же главное - это та прокладка, что находится между клавиатурой и сиденьем. Именно от нее зависит, как что будет звучать, хоть на синтезаторе, хоть нет.

Поэтому синтезаторы просто занимают определенную нишу в ряду музыкальных инструментов. И еще я не могу понять, откуда этот странный тезис о подмене одним других?

Заметьте, переход от рожка и скрипке - это, напротив, усложнение
------------------
Ну, Вы еще переход от скрипки к фортепиано рассмотрите. :)))


Морозову
Author: Константин Вершинин  14.09.09 19:39  Notify moderator
/// Ну, Вы еще переход от скрипки к фортепиано рассмотрите. :))) ////

Пример был не мой. :))
Утрированно и грубо, но, кажется, моя мысль была ясна.

/// Ну и, соответственно, получается такое фортепиано с кучей примочек. если обычное фортепиано может подражать в лучшем случае клавесину (и то - это еще как повезет), то синтезатор - это еще и орган, например, и многое другое. ///

Так вот я и спрашиваю - зачем?
Вот есть пара молотков. Один обычный. А вторым, кроме как забивать гвозди, можно еще открывать бутылки и чинить перья. Если выбирать, то я возьму первый. Не знаю, наверное, для традиционного сознания это характерно.

Так и здесь - я (наивно, быть может), полагаю, что "карманный" орган не только не заменяет настоящего, но даже и ведет к профанации большого искусства вообще.

/// Так что инструмент инструментом, но все же главное - это та прокладка, что находится между клавиатурой и сиденьем. Именно от нее зависит, как что будет звучать, хоть на синтезаторе, хоть нет. ////

С этим я и не спорю. Совсем напротив. И даже техника, конечно, не есть главное в игре музыканта. Но ответьте мне на один вопрос: в каком случае возможности музыканта как интерпретатора произведения шире - с обычным инструментом или электронным? Или, по Вашему, они равны?


Олегу
Author: Константин Вершинин  14.09.09 19:49  Notify moderator
/// Пример с пирамидами и Колизеем здесь не проходит. Пирамиды - культовое сооружение, Колизей - зрелищное. ///

Так сразу бы и конкретизировали тезис. Я комментировал то, что было.
Кстати, пример из литературы игнорируете? А ведь можно продолжить. И из живописи добавить. И, собственно говоря, из музыки...

У Вас получается, как в одном стихотворении Маяковского: "...Я думал - книги делаются так: пришел поэт, легко разжал уста..." Не бывает такого.


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  14.09.09 20:54  Notify moderator
Пример был не мой. :))
Утрированно и грубо, но, кажется, моя мысль была ясна.
----------------------
Видите ли, если Вы намерены играть словами, то разговор я закончу немедленно, ибо не будет иметь смысла.

Ваша мысль проста и понятна - идет как бы усложнение во времени. Но раз так, Вам придется с этих же позиций объяснить: зачем нужно фортепиано, если есть скрипки и другие инструменты и зачем нужно перекладывать скрипичные вещи для фортепиано? И еще можно целый ряд вопросов набросать в том же ключе. Просто дело в данном случае не в усложнении. Так что я не случайно привел и пример перехода от там-тама и рожка к скрипке, и пример изобретения фортепиано, которое вполне сравнимо со скрипкой, т.е. это не переход от простого к сложному.

Так вот я и спрашиваю - зачем?
---------------------
А зачем изобретать фортепиано, если есть клавесин и клавикорд, да еще привешивать потом к некоторым вариантам имитацию звучания клавесина? На фига все эти навороты? А все для того же - расширение функциональных возможностей.

...в каком случае возможности музыканта как интерпретатора произведения шире - с обычным инструментом или электронным? Или, по Вашему, они равны?
----------------------
Вот Вы будете смеяться, но с моей точки зрения - они равны. Именно возможности интерпретации (т.е. прочтения произведения). Но они при этом разные.


Морозову
Author: Константин Вершинин  14.09.09 23:25  Notify moderator
/// А зачем изобретать фортепиано, если есть клавесин и клавикорд, да еще привешивать потом к некоторым вариантам имитацию звучания клавесина? На фига все эти навороты? А все для того же - расширение функциональных возможностей. ///

Мне кажется, что здесь все-таки разница относительно невелика. Если проводить грубые аналогии, то, скажем, клавесин, клавикорд, ф-но можно сравнить с различными модификациями механических часов. А синтезатор - это как электронные часы. В них есть секундомер, будильник, термометр, но они намного хуже выполняют основную функцию: отстают и к тому же зависят от вставленных в них батареек. Нечто подобное и здесь: вроде бы да, расширение возможностей, и дешево, но ущерб для исполнительской культуры велик.
В этой связи интересно подумать, кстати, о качестве звукозаписи. Что лучше - пластинка или цифра на CD? Что-то мне подсказывает, что не последнее. Да... такой я непримиримый враг прогресса.

// Вот Вы будете смеяться, но с моей точки зрения - они равны. Именно возможности интерпретации (т.е. прочтения произведения). Но они при этом разные. ////

Спасибо.
Давайте лучше на этом и разойдемся. :)


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  15.09.09 00:03  Notify moderator
Мне кажется, что здесь все-таки разница относительно невелика.
-----------------------
Довольно велика. Между прочим это именно фортепиано, а не клавесин называют самым универсальным музыкальным инструментом по предоставляемым возможностям (естественно, не считая синтезаторов). И если вы думаете, что проблематичность сыграть на клавесине "легато" или постоянный уровень громкости клавесина - это невелика разница...

Если проводить грубые аналогии, то, скажем, клавесин, клавикорд, ф-но можно сравнить с различными модификациями механических часов. А синтезатор - это как электронные часы. В них есть секундомер, будильник, термометр, но они намного хуже выполняют основную функцию: отстают и к тому же зависят от вставленных в них батареек.
-------------------------
Я, конечно, прошу прощения, но по точности хода хорошие электронные часы отнюдь не уступают, а то и превосходят механические. И если электронные зависят от батареек, то механические - от завода, пусть даже недельного. Обе эти зависимости, кстати, мягко скажем, некритичны. Но не будем отвлекаться.

Нечто подобное и здесь: вроде бы да, расширение возможностей, и дешево, но ущерб для исполнительской культуры велик.
--------------------------
Да откуда же возьмется ущерб? Ну вот возьмем Дидье Маруани ("Space", электронная музыка). За спиной у него Парижская консерватория, музыкой занимается с детства. В чем величие ущерба для его исполнительской культуры со стороны синтезаторов? Вы меня простите, но я этого понять не могу. У него такая школа, что ее ничем не перешибешь, да и с чего вдруг синтезаторы должны ее перешибать, когда это то же фортепиано, вид сбоку?

Скажите другое, что когда у нас вообще нет никакой исполнительской и вообще музыкальной культуры, а мы тут музыку на синтезаторах сочиняем-с... Ну таки да, слышал я и подобные опусы, убогие по определению. Но причем тут синтезатор, он-то чем виноват, если техника в руках дикаря всегда была инструментом ударным?


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  15.09.09 00:59  Notify moderator
P.S. Я тут время от времени пересматриваю старые музыкальные ринги. Главным образом в целях освежения памяти и сравнения своих ощущений и отношения "тогда" и "сейчас". В числе прочих недавно смотрел "МР" 1987 года с "Машиной времени". Там всплыл как раз любопытный момент, немножко касающийся темы нашей приятной беседы.

Значит в какой-то момент был задан вопрос тогдашнему клавишнику "МВ" Александру Зайцеву о том, вносит ли он - единственный профессиональный музыкант с консерваторским образованием - какую-то свою лепту в музыку "Машины времени" и не мешает ли это сотрудничество ему?

Зайцев ответил в том смысле, что не мешает и то, что он хотел бы внести - он вносит и надеется, что это заметно.

А дальше Андрей Макаревич добавил и тут я перехожу на дословное цитирование:
-----------------------
Андрей Макаревич: Я Вам хочу добавить, что высшее музыкальное образование его совершенно не испортило, он остался совершенно нормальным человеком... (смех в зале), так что мы общаемся на равных абсолютно...

Вопрос из зала: Вы сказали, что ему не мешает профессиональное образование. Это очень остроумно. Скажите...

А. Макаревич: Это шутка.

Из зала: Я понимаю, что шутка, но если это в аннотации, то это вполне серьезная шутка. Что Вы имели в виду, конкретно?

А. Макаревич: Я имел в виду, что ни авторской, ни рок-музыке научить нельзя. Потому что корни этой музки - я в этом глубоко убежден - это прямое продолжение народного творчества, городского... городского фольклора, городской баллады... Именно поэтому любое вмешательство школы, тем более еще школы классической (в этом месте в кадре скривившееся лицо Зайцева, как будто он лимон съел), может только задушить то начало, которое от природы у каждого человека - я уверен! - есть и пока оно еще не успело развиться - затоптать его очень легко. И восстановить потом невозможно.

Микрофон отбирает А. Зайцев: Я не согласен с Андреем, да простит меня Андрей. Я считаю, что если в данном случае, коль идет речь о музыкальном образовании... Это образование имеется... Если это образование есть... Научить какому-то... Пусть даже научить, а не научиться самому какому-то определенному жанру или чему-то, находящемуся в пределах любой музыки - классической, народной - это уже несложно. Замочек открывается очень просто. Т.е. само музыкальное образование - в него входят все компоненты практически любой музыки.

Вот обратите внимание на эти слова Зайцева. Не синтезатор красит человека, а человек - синтезатор. :)


Константину Вершинину
Author: Oleg2000  15.09.09 09:46  Notify moderator
///Кстати, пример из литературы игнорируете?///
Гусиные перья вышли из употребления. Как-то упустили этот момент. И чернила из дубовых орешков. Вполне возможно, что литература что-то потеряла.

///А синтезатор - это как электронные часы.///
Синтезатор - это рояль, который музыкант изготавливает сам под себя, как ему нужно.
Все зависит от того, насколько маэстро в состоянии быть рояльных дел мастером.


А как участники дискуссии относятся к творчеству Алексея Рыбникова?
Author: Сатурн  17.09.09 02:44  Notify moderator



Про Зайцева
Author: ИхтиАндр  21.09.09 18:41  Notify moderator
Именно Зайцеву МВ обязана аранжировками тех немногих программ, которые не стыдно предложить слушателю и сегодня: "В добрый час", "Реки и мосты". Об этом честно сказал Подгородецкий в недавнем интервью по поводу смерти Зайцева (его убили южане из-за квартиры). Несмотря на непростые отношения с Зайцевым, он просто поставил телезрителям вступление к "Она идёт по жизни смеясь"... Каждому своё.


интересная тема
Author: Сатурн  5.10.09 10:01  Notify moderator
Давайте попробуем проследить развитие такого замечательного жанра советской песни, как песни о школе, о школьной поре и все тем, что с этим связано.


Пожалуй, лучшие были созданы с 1946 по 1986.
Author: Oleg2000  5.10.09 18:53  Notify moderator
1 этап - "классические". "Школьный вальс", "Школьные годы" и т.п. до 60-х.
2 этап - романтика - "Одноклассники", например, 60-е г.
3 этап - лирика. "Девятый класс, молчит звонок", "Не повторяется такое никогда", "Когда уйдем со школьного двора...", 70-е.


Какие оперетты советских композиторов, ныне забытые, заслуживают внимания?
Author: Сатурн  25.11.09 12:06  Notify moderator
Может быть, запомнились какие-то конкретные вещи?


Оперетты
Author: Oleg2000  26.11.09 15:09  Notify moderator
Классические оперетты или мюзиклы тоже?

Из классических, пожалуй, уже забыты такие культовые, как "Холопка" (в киноэкранизации - "Крепостная актриса"), "Вольный ветер", "Севастопольский вальс", "Белая акация", .


Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 


Add a message:
Your name/nickname:

Your email:

Your password:
Remember password    How to register?
Topic:

Message body:




BACK



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024