Поиск   По    
About Site news Songs on CD Email Forum Links Русский
 Our Top Twenty
 Last Updates
 Alphabetical list
 Internationale
 Revolutionary
 Motherland
 Labour songs
 Che Guevara
 Soviet cities
 About sea
 Sport songs
 Komsomol songs
 Pioneer songs
 Soviet Leaders
 Military marches
 Lyrics about war
 Speeches
 Forgotten songs
 Soviet posters
 Samodeyatelnost

Site news by e-mail:
 





Привет форумчанам
"Soviet Music" Forum

    This forum is intended for discussing Soviet Music and Soviet Era. Offtopic and messages that violate Rules of this Forum will be deleted.


BACK
Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 
Topic
Классификация советских композиторов-песенников
Author: Сатурн     5.06.09 12:01  Notify moderator

Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:

1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку

Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.

В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).

Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.

Answers
Сатурну
Author: Прохожий  7.08.09 12:49  Notify moderator
Всё, что написано Лепиным до середины 50-х гг - высокого качества. Из первых трёх перечисленных песен одна или две могли быть и на пластинках. Что-то такое насчёт бойцов и казаков (вкупе с Днестром и Дунаем) присутствовало в названиях на этикетках. Но мелодий не помню.


Прохожему:
Author: Иван А.  7.08.09 14:06  Notify moderator
Все понятно. Фильм "Анна на шее" смотрел много раз. Там именно общеизвестная музыка.


Добавление
Author: Валерий Николаевич  7.08.09 15:27  Notify moderator
Да и глупо было бы менять такую "раскрученную" мелодию на новую - это вызвало бы у людей отторжение, которое могло бы повлиять на их отношение ко всему фильму.


Валерию Николаевичу
Author: Иван А.  7.08.09 18:16  Notify moderator
Но иные пишут вещи "по мотивам" старых, как, например, В.Баснер к "Дням Турбиных" песню про "белой акации гроздья душистые". Так сказать, навеяло. Неплохая ведь вышла песня, но все же мне лично куда приятнее слушать оригинал.


Saturnu
Author: celika2  7.08.09 20:56  Notify moderator
Melodiyu ciganskogo romansa "Milaya", ravno kak i melodiyu "Ochi chernii", v 19 veke napisal, kak instrumentalnuyu piesu-vals dlya f-no kompozitor Valdteyfel. Muzika bila obrabotana v vide romansov(k sozgaleniyu ne znayu avtora slov) v znamenitom ciganskom hore p/u Sokolova. V filme "Anna na shee" etot romans v "obyatiyah" Zgarova poyot ciganskiy pevec Mihail Shishkov. On pel snachala v Moskovskih restoranah, no potom v nachale 60-h godov nachal davat solnie koncerti pod f-no, gitaru i skripku v letnih teatrah sadov Moskvi. Pozdnee romans "zaigral" neveroyatnim kolichestvom ispolneniy N.Slichenko, izryadno podportiv pesnyu zavivaniyami i maneroy "ad libitum" naskvoz vsego proizvedeniua. S uvazgeniem. SV.


///
Author: Валерий Николаевич  7.08.09 22:04  Notify moderator
Ивану. Но это все-таки другое произведение, хоть и навеянное, - с другими словами и музыкой. Кроме того, романс "Белой акации гроздья душистые" не так общеизвестен, как "Милая".
Сергею Владимировичу. Слышал я что-то про Вальдтейфеля (спасибо, что напомнили), но нигде ничего не читал, а С. Гердель, как автор слов, указан в сборнике русских песен и романсов. Радует, что не одному мне претит исполнение Сличенко.


Saturnu, Valeriyu Nikolaevichu.
Author: celika2  7.08.09 22:23  Notify moderator
http://www.a-pesni.golosa.info/romans/milaja.htm Nadeuys ssilka Vam pomozget. SV.


Ivanu A.
Author: celika2  8.08.09 00:51  Notify moderator
Melodiya romansa "Beloy akacii..." ochen udachno skompilirovana v revolyucionnoy pesne "Slushay tovarisch, voyna nachalasya. Brosay svoyo delo v pohod sobiraisya". SV.


Прохожему и другим желающим
Author: Сатурн  8.08.09 07:27  Notify moderator
А что вы скажете по поводу Шостоковича как композитора-песенника? Каким вам представляется его стиль и манера сочинительства? Где и как бы вы его разместили по отношению к другим песенникам?


СВ:
Author: Иван А.  8.08.09 09:32  Notify moderator
И не только там. У белых, как известно, был свой вариант.


Сатурну
Author: Прохожий  8.08.09 13:06  Notify moderator
Шостакович как композитор-песенник производит двоякое впечатление. Часть его песен ("Заря Октября", "Слышен голос Отчизны родимой", "Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила", "Молодёжная", "Девичья ласковая", "Песня мира", вальс из к/ф "Овод", песни из кинокомедии "Приключения Корзинкиной" и др.) написаны полностью в традициях советской массовой (или советской лирической) песни, имеют хорошо запоминающуюся оригинальную (т.е. УЗНАВАЕМУЮ) мелодию. Сравнить можно приблизительно с Д.Кабалевским (как песенником).
Но ещё некоторая часть песен Шостаковича написана небрежно, словно композитор потерял интерес к песенному жанру (в смысле тщательности работы над мелодической темой). Хотя возможно, что у специалистов-музыковедов мнение на этот счёт другое. Вот такая, например, песня, как "Новороссийские куранты" производит впечатление скучной и малооригинальной: больше всего это напоминает не слишком удачные поздние вещи Б.Александрова. В оперетте "Москва-Черёмушки" наоборот, какая-то излишняя "простота" мелодий: слышатся "перепевы" Мокроусова (вплоть до заимствования).


Спасибо, Сергей Владимирович
Author: Валерий Николаевич  8.08.09 15:41  Notify moderator
Привожу отрывок из указанного Вами сайта: "Этот же вариант текста под авторством Герделя: Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка), то есть этот текст дается как авторский."
Именно этой книжкой я и пользовался.


Прохожему
Author: Сатурн  9.08.09 10:02  Notify moderator
А Вам не кажется, что песенно-мелодийный стиль Шостаковича имеет истоки в пролеткультовских мелодических моделях? Даже "Молодежная" из фильма "Первый эшелон" напоминает революционные песнопения 20-х гг., которые потом так любили и стилизовать (например, в "Собачьем сердце" и в экранизациях Ильфа и Петрова) и в некоторой степени пародировать. Кстати, есть одна песня у М.Блантера, которая, пожалуй, более чем любые другие напоминает стиль Шостаковича - "Песня о Ленине". Попробуйте послушать и сравнить.

Особняком стоит "Песня о фонарике". Эта отличная песня мне напоминает стиль Дунаевского.


Valeriyu Nikolaevichu
Author: celika2  9.08.09 12:09  Notify moderator
Kogda ya Vam pisal pro avtora "Miloy", to pripisal emu escho "Ochj chernii". Pohozge ya zdes privral. Odni issledovateli schitayut, chto muziku romansa sochinil obrusevshiy nemec-kompozitor F.German, a slova ukrainskiy pisatel E.Grebenka, no soedinil i obrabotal slova i muziku v vide romansa nebezizvestniy nam Gerdel, kotoriy bil pianistom-aranzgirovscthikom v ciganskom hore znamenitogo "Yara". Drugie pripisivayut avtorstvo slov i muziki Nikolayu Zelotti. No, chto dopodlinno izvestno - kazgdiy znamenitiy ispolnitel (F.Shalyapin, Iz.Yuryeva, V.Kozin i pr.) dobavlyali v romans kuplet sobstvennogo sochinitelstva. S uvazgeniem. SV.


Сатурну
Author: Константин Вершинин  9.08.09 15:00  Notify moderator
На мой взгляд, "Молодёжная" Шостаковича, конечно, напоминает творчество композиторов-пролеткультовцев и РАПМ-овцев, но скорее довольно позднее, того периода, когда они начали отходить от собственных установок 1920-х гг. (как пример - "Гори, наша радость" Шехтера). Более того, в этой песне мне слышатся прямо-таки захаровские нотки, особенно в припеве.


Сатурну
Author: Прохожий  9.08.09 15:26  Notify moderator
Отдельные элементы пролеткультовских мелодических моделей можно найти в хоровых сочинениях Шостаковича на стихи революционных поэтов, в оратории "Песнь о лесах", есть такое и в некоторых его массовых песнях. Возможно, что это отголоски мелодических тем, над которыми композитор работал в самый ранний период своего творчества, когда музыкальное направление пролеткульта ещё не подвергалось критике (во многом несправедливой).
"Песня о Ленине" Блантера начинается "ну прямо совершенно почти как" песни Шостаковича (и даже А.В.Александрова). Но когда припев доходит до слов "Бессмертное Ле-е-ни-на зна-а-мя...", хорошо знакомый стиль Блантера становится виден невооружённым глазом. Т.е. последние две строчки припева дописать бы можно было немного по-другому. Тем не менее песня удачная и качественная, хорошо ложится на слух, полностью соответствует стилистике "гимнической" песни.
"Песня о фонарике" напоминает мелодии из оперетт Дунаевского и Милютина. Песня не единственная в своём роде, в кинокомедии "Приключения Корзинкиной" (1941) есть одна или даже две песни похожей стилистики (пока не найдено).


Прохожему о повторяющихся мелодических ходах.
Author: Сатурн  10.08.09 00:32  Notify moderator
В Вашем описании блантеровской "Песни о Ленине" Вы нащупали, пожалуй, одну из самых интересных и любопытных проблем - определение мелодических ходов или музыкальных фраз, которые очень характерны для того или иного композитора.

Вот навскидку такой пример из музыкального почерка Лепина.

Берём его "День моей страны". Мелодия фразы "По земле моей весенней новый день идёт" типична для Лепина, по ней даже авторство можно определить. Она повторяется в лирической "Днях разлуки", "Тосте за любимых", "В праздничный вечер" и во многих других песня. Примерно то же самое можно сказать и о начале в "Мы - молодой рабочий класс", "Песне юных", "Отдыхает родная столица".

Но всё-таки композитор, у которого есть почти математически определяемый почерк, - это Мурадели. Есть у него песни, написанные с приличным временным перерывом, но мелодийно практически не отличающиеся друг от друга. Таковы, скажем, "Марш советских патриотов", "Коммунисты всегда впереди" и "Песня единства" (из трёх последняя написана почти перед смертью композитора). Если послушать "Песню единства", остальное можно вообще не слушать... :-)


Константину
Author: Сатурн  10.08.09 00:46  Notify moderator
Да, вот именно. А разве мелодия песни "Родина слышит" не напоминает пролеткультовские вещи? Песня гимническая, но мелодика в ней не статично-помпезная, а революционно-романтическая.


Прохожему
Author: Сатурн  10.08.09 00:54  Notify moderator
"Девичья ласковая" Шостаковича - тоже очень оригинальный сплав традиционного девического "страдания" и классического романса. Результат - отличная любовная лирическая песня, сразу врезающаяся в память.


Сатурну
Author: Константин Вершинин  10.08.09 01:06  Notify moderator
Пожалуй. Правда, хотелось бы отметить, что сама мелодия для голоса развивается пободно плавному и медленному плеску волн, она то подымается вверх, то ниспадает. Элемент напряжения передается только акапельным хоровым сопровождением.


Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 


Add a message:
Your name/nickname:

Your email:

Your password:
Remember password    How to register?
Topic:

Message body:




BACK



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024