Поиск   По    
About Site news Songs on CD Email Forum Links Русский
 Our Top Twenty
 Last Updates
 Alphabetical list
 Internationale
 Revolutionary
 Motherland
 Labour songs
 Che Guevara
 Soviet cities
 About sea
 Sport songs
 Komsomol songs
 Pioneer songs
 Soviet Leaders
 Military marches
 Lyrics about war
 Speeches
 Forgotten songs
 Soviet posters
 Samodeyatelnost

Site news by e-mail:
 





Привет форумчанам
"Soviet Music" Forum

    This forum is intended for discussing Soviet Music and Soviet Era. Offtopic and messages that violate Rules of this Forum will be deleted.


BACK
Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 
Topic
Классификация советских композиторов-песенников
Author: Сатурн     5.06.09 12:01  Notify moderator

Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:

1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку

Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.

В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).

Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.

Answers
Прохожему
Author: Сатурн  23.08.09 04:44  Notify moderator
А Вы помните какие-нибудь песни Карэна Хачатуряна?


песни К.Хачатуряна
Author: Прохожий  23.08.09 13:22  Notify moderator
Навскидку ничего не вспоминается, кроме песни вот с такими примерно словами: "...всё в порядке, друзья, всё в порядке! Да, всё в порядке - иду ко дну!". Это куплеты, по-видимому, водолаза из какой-то оперетты.
Ещё были бодрые и весёлые (почти маршеобразные) куплеты какого-то опереточного персонажа, заканчивавшиеся словами "...назначаю вам свиданье на-Лу-не".
По стилистике обе вещи напоминают песню Холминова "Если спросят по секрету".


Прохожему
Author: Сатурн  23.08.09 13:58  Notify moderator
Интересно. Песня "Если спросят по секрету" по стилю похожа на песни, которые писались в основном для мультфильмов в 1947-1962 гг . (послушайте, например, песенку Медведя из "Медведя и трубки" Каца).

Первая песня К.Хачатуряна - это, по-видимому, "Песня водолаза" (на слова А.Фатьянова), написана была для фильма "Братья" (фильма такого я не помню).

Вторая же (про свиданье на Луне) - это "Улетаю, до свиданья!" С.Агабабова (песенка лётчика).


Олегу
Author: Константин Вершинин  23.08.09 14:08  Notify moderator
/// Ну, танцевал в 30-х весь СССР под Марека Вебера, ///

Никак не согу согласиться. На каком основании делаются такие выводы?
Ну, издали у нас до войны дюжину-полторы пластинок Вебера. Ну и что?


Сатурну
Author: Прохожий  23.08.09 14:36  Notify moderator
Всё именно так, как Вы пишете: под видом "новой" мелодики в 60-е гг и позднее публике всё чаще стали преподносить халтурные "песни без мелодии". Т.е. песни, в которых не соблюдены элементарные правила взаимосогласования звуковых интервалов. Картина здесь примерно такая, как если бы стихотворцы вдруг разучились соблюдать заданный стихотворный размер и подбирать рифмы в концах строк - а общественное мнение почему-то обходило бы этот прискорбный факт молчанием. В музыке роль "рифм" играют звуковые интервалы, причём "рифмы" эти должны повторяться и согласовываться сразу во многих местах - задача эта весьма трудоёмкая и вряд ли легко решаемая без знания теории. Явную халтуру, по идее, должен "отсеивать" музыкальный редактор - указывая композитору на те или иные недочёты и предлагая конструктивно доработать произведение. Но этого не происходило!


Сатурну
Author: Прохожий  23.08.09 14:46  Notify moderator
Спасибо за поправку (насчёт Агабабова).
Стиль этих песен типичен для оперетт. Т.е. мелодика приспособлена для исполнения как профессиональным вокалистом, так и (в меру возможности) драматическим актёром. Отчасти этот стиль перекочевал и в мультфильмы (героев которых озвучивали драматические актёры).
Ранний прототип песни "Если спросят по секрету" - куплеты трубочиста из к/ф "Шуми-городок" (1940, композитор Н.Корчмарёв).


Подо что танцевали.
Author: Oleg2000  23.08.09 17:40  Notify moderator
Правильно - издали пластинки Вебера, Люиси, еще ряд оркестров, имена которых не указывались, народ под них и танцевал, потому что удачная коммерческая развлекательная музыка (а под что еще танцуют-то?). Отечественная развлекательная музыка в 30-е развивалась слабо, но это восполнялось анонимными зарубежными записями.
А в 60-х просто появилась своя удачная танцевальная музыка, пляжная музыка, и она конкурировала не с советской песней, а с западом, и довольно неплохо.


Олегу
Author: Константин Вершинин  23.08.09 18:53  Notify moderator
Под западные танцевало население крупных городов. Причем те, кто имел патефоны. Т.е. очевидное меньшинство населения.


Доля советской музыки в разное время
Author: Oleg2000  24.08.09 10:56  Notify moderator
А то как будто на гармошке "Рио-риту" не изобразить. :-)
Да и под патефон танцевали не в одиночку, а собирались у того, у кого был патефон. А если у кого патефон на деревне - танцевала вся деревня. Плюс клубы и избы-читальни.


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  24.08.09 11:21  Notify moderator
Под западные танцевало население крупных городов. Причем те, кто имел патефоны. Т.е. очевидное меньшинство населения.
----------------------------
Это как бы слабый аргумент. Во-первых, патефоны элементарно выносились во дворы, не только для танцев, а просто даже для посиделок. Таким образом, круг "как бы имеющих патефоны" резко расширяется и музыка, в т.ч. западная, становится существенно более доступной.
Во-вторых, о каких временах идет речь, потому что с началом индустриализации началась вполне закономерная урбанизация - население городов возрастало в процентном отношении и довольно быстрыми темпами. И одновременно - более доступными становились те же патефоны - по деньгам, по наличию в магазинах, по удовлетворению спроса.


Олегу, Морозову
Author: Константин Вершинин  24.08.09 13:22  Notify moderator
Речь идёт о тридцатых, естественно. Причем о второй половине (до того грамофонная промышленность была вообще развита довольно слабо). Но, если мне не изменяет память, в СССР численность городского населения с сельским сравнялась только в середине 1950-х.

Далее - дело ведь не только в доступности. Логично было бы предположить, что не все советские граждане, имевшие возможность покупать пластинки, желали брать Вебера, Эмброуза и т.п. Мало того, что были еще Скоморовский, Кнушевицкий, Варламов, Утесов, Цфасман и другие, так еще писали много танцевальной музыки в исполнении духовых и народных оркестров.


Патефон и советская песня.
Author: Oleg2000  24.08.09 14:08  Notify moderator
Брать-то надо не "всех советских граждан", а ТАНЦУЮЩИХ!
Те, кто не танцевали. они ни под кого не танцевали.

Танцевала в основном молодежь (что естественно).
Танцевала современные танцы в современной обработке (что тоже естественно)
И патефоны брала, естественно, тоже в основном молодежь. Так же, как именно молодежь в 70-х брала кассетники. И именно для танцев.

Так что в значимой группе танцующего населения оказываются патефон и развлекательная эстрада, в первую очередь западная, что легко проверить, если вспомнить, что из довоенных танцевальных записей было переиздано в 50-е годы для банальной прибыли. Те же "Рио-Рита", "Брызги шампанского", "Цыган", "Жемчуг", "Нинон" и т.п.


Константин Вершинин
Author: S.N.Morozoff  24.08.09 14:17  Notify moderator
Далее - дело ведь не только в доступности.
-------------------
Ну вот именно. Собственно, кто хотел слушать и танцевать - тот слушал. Вариантов масса. Точно так же как и с роком в 70-х. AC//DC - нельзя, но все, кому интересно - слушают. Просто распространение шло разными путями, в виду технических аспектов.


Константину Вершинину.
Author: celika2  24.08.09 20:37  Notify moderator
Хочу поделиться воспоминаниями детства. Отец, прийдя с войны и получив много ранений, заработал туберкулез в открытой форме. В те годы считалось, что жить около коровника и дышать запахом коровьего г@вна, это путь к выздоровлению (пенницелин и стрептомицин поставлялся только в правительственные мед.учреждения). Отец и снял дачу в д.Кутьино рядом с Подольском в 30 м от коровника и в 50 км от Москвы. Рядом с дачей и г@вном находился сельский клуб, где крутили на узкоплёночном Тарзана, но нас 5-8 летних детей не пускали и мы липли к окнам, а потом начинались танцы. Смотреть разрешалось, и мы набивались (кого родители не уводили) в клуб смотреть. Начинались танцы под радиолу и пластинки, а, если, вдруг, отключали свет, что тогда было весьма часто, заводили резервный патефон. Пластинки берегли, как зеница око, а когда не было света включали керосиновые лампы. Кажется, все это было убого, а у меня до сих пор сердце сжимается от теплоты и чистоты этих неказистых вечеров по воскресениям, тк, по субботом в 50-е работали. С позиций 21 века, с позиций своего сегодняшнего достатка, все это кажется наивным и, порой, нелепым!? Но, душу греет и тянет на те места. СВ. ПС; музыка была популярной, но, в основном, отечественная.


Сергею Владимировичу
Author: Константин Вершинин  24.08.09 20:56  Notify moderator
Вот и я могу сказать, что во всей моей семье патефон был только у одного из дедушек (впрочем, он сломался, кажется, где-то в 1932-33 году, а нового не купили). От другого деда и от двух бабушек, которые выросли в Сибири и в Тверской области, я никогда не слышал ни о каких Веберах и "Рио-ритах", зато музыку из радио-"тарелок" они слушали постоянно, и обращали внимание в основном на песни и на классику. Например, моя бабушка летом жила в городе у тетки (до войны), а вернувшись на село, на работе в колхозе пела арии из "Алеко". Сдается, что утверждения о том, что будто бы "Рио-риту" танцевали все, кому не лень и т.п., во многом надуманы (точно так же говорят о чрезвычайной популярности Козина, Юрьевой, хотя популярны они были среди довольно узкой группы населения).


...
Author: Константин Вершинин  24.08.09 21:05  Notify moderator
Собственно, утверждать, что все танцевали под Вебера - примерно то же самое, если сказать, что на советской эстраде не было никого, кроме Утесова, Юрьевой, Шульженко и Козина. Хотя именно такое представление нам пытаются навязать современные СМИ.


Константину Вершинину.
Author: celika2  24.08.09 21:30  Notify moderator
Конечно нет! Рио-риты было много, но Утесова больше. И "Брызги шампанского" уступали, хоть и танго, вальсам И.Дунаевского и песням М.Блантера под которые все, с удовольствием, танцевали. Было много гавайских гитар, сладких теноров н а английском, но отечественных записей было больше - как сейчас помню пластинку "Эх! Андрюша" с надписью : "обменный фонд, продаже не подлежит". СВ.


реплика
Author: Сатурн  24.08.09 23:47  Notify moderator
А с "Брызгами шампанского" и со многими другим западноевропейскими танго 20-40-х гг. вообще довольно занятно получилось. Их популярность и знаменитость в СССР (России) почему-то в разы привысила их же популярность и некоторую культовость в странах, где они были созданы. С "Брызгами" вообще получилось так, что это уже воспринимается, как вещь, написанная в России...


п.с.
Author: Сатурн  25.08.09 00:24  Notify moderator
Кстати, нужно отметить, что западноевропейская эстрада (Германия, Франция, Италия, Испания) 1920-40-х гг. довольно значительно отличалась от англо-американской, от бродвейско-джазово-блюзового направления. Танго, естественно, имело корни в традиционной испанской и латиноамериканской песне. А остальное шло как бы через ответвления от австро-германской (и венгерской) оперетты. Интересно именно то, что после разделения Европы в 1945-49 гг., настоящая западноевропейская эстрада как бы была заменена англо-американской традицией (за некоторыми исключениями типа франкистской Испании периода до начала 60-х), а вот как раз в советкой сфере влияния традиции австро-германской оперетты были сохранены и в определённых жанрах продолжены! Примерно то же можно сказать и о традиции танго. Например, аргентинский фильм "Возраст любви" с Лолитой Торрес в СССР прошёл просто на ура, очень удивив и даже ошеломив создателей этой мелодрамы. Я где-то читал, что Торрес до конца своей жизни приезжала в Россию и не переставала говорить о том, что именно Россия - страна (кроме Аргентины, конечно), где её так любят и знают...


Сатурну
Author: celika2  25.08.09 01:07  Notify moderator
Тем не менее, народ всё это любил, не думая о политической подплёке музыки. Дорогой Сатурн, я всё время удивляюсь и восхищаюсь Вашими очень точными оценками музыки, но капельку сердца хотелось бы. СВ.


Pages: Previous 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Next Last All in one 


Add a message:
Your name/nickname:

Your email:

Your password:
Remember password    How to register?
Topic:

Message body:




BACK



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024